О музее
Музей ГАПОУ СО «Нижнетагильского педагогического колледжа № 2» –
центр гражданско-патриотического воспитания студентов
Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, представителя педагогического общества современной России, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота.
Выпускники колледжа – это будущие педагоги. И невозможно воспитывать патриотизм у детей не став самому патриотом своей страны.
«Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим». Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Актуальность данной темы доказывают низкий уровень духовной культуры молодежи и общества в целом, непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее, любовь к своей малой Родине, к традициям, к семье. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится музей образовательного учреждения, который является незаменимым помощником колледжа в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем городе, о своем образовательном учреждении. И эти задачи призван решать в первую очередь музей колледжа.
Сущностью гражданского воспитания является воспитание и развитие в условиях реального общества ценностей, знаний и навыков гражданственности. Понятие гражданственности включает, в том числе осознание своей гражданской идентичности - принадлежности к стране, обществу, государству. Эту задачу решают музеи, получившие новую социальную ориентацию, вызванную самой жизнью. Если раньше музеи как институты социальной памяти стояли на позиции преимущественно памяти, то теперь они стали выполнять миссию социализации подрастающего поколения, создавая проекты социальной, исторической направленности.
В 2012 году был разработан молодежный социальный проект Музей ГБОУ СПО НТПК№2 – центр гражданско-патриотического воспитания студентов.
Такой проект стал настоящей альтернативой музейной рутины, предложив новые технологические решения. Главные составляющие проекта. Во-первых – ориентация на конкретный адресат. Не ставя глобальных задач, проект решает те, которые важны для данного сообщества, конкретной аудитории. Во-вторых – партнерские технологии. Осуществляя подобный проект, музей обращается к общественным организациям, спонсорам, фондам и другим музеям. Благодаря социальным связям и возникающему, повышается общественный статус самого музея. Таким образом, гражданское образование возможно посредством музея колледжа.
История ГБОУ СПО НТПК № 2 насчитывает 30 лет. Нередки случаи, когда в нем обучались родители или родственники сегодняшних студентов. Можно констатировать складывание не только традиций колледжа, но и семейных традиций обучения. На наш взгляд, этот материал не может иметь непреходящую ценность в воспитательном процессе, он может стать основой гражданского воспитания, позволит студентам осознать свою причастность к истории колледжа, а через нее к истории района, города, страны. При этом наиболее эффективно этот процесс может осуществляться в практической деятельности по созданию и функционированию музея колледжа, который бы мог стать одной из форм организации гражданского воспитания. Данная форма должна способствовать формированию гражданственности и патриотизма, а, следовательно, социализации личности не путем усвоения теоретических положений, а в активной деятельности. Этому способствуют совместный поиск материалов об истории колледжа на различных этапах его жизни в рамках факультативного курса «Музейное дело». Таким способом студенты осваивают опыт общественной жизни, культуру человеческих отношений. В данной деятельности создаются условия для эмоционального восприятия ценностей, способствующих формированию гражданственности.
Цель деятельности музея - патриотическое и духовно-нравственное воспитание студентов на основе активного использования историко-культурного наследия страны, родного города и педагогического наследия образовательного учреждения.
Для реализации проекта используются следующие методы работы по гражданско-патриотическому воспитанию:
· Поисковая деятельность;
· Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны и локальных войн;
· Музейные уроки;
· Уроки Мужества;
· Экскурсионная деятельность;
· Подготовка экскурсоводов;
· Шефство над ветеранами войны и труда;
· Оформление тематических выставок;
· Участие в акциях «Ветеран», «Память»;
· Участие в научно-практических конференциях;
· Создание проекта программы, сценария мероприятия (праздник, конкурс, встреча и т.д.).
К ожидаемым результатам деятельности музея как центра гражданско-патриотического воспитания студентов можно отнести: увеличение количества студентов, желающих участвовать в поисковой деятельности отряда «Герои»; появление интереса к истории своего Отечества, города, района и образовательного учреждения; укрепление уважительного отношения к ветеранам, к старшему поколению; укрепление нравственного потенциала и потребности приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни; увеличение количества студентов, желающих заниматься музейным делом.
Перспективные направления деятельности музея колледжа: обновление и расширение экспозиций, проведение методических объединений музеев учреждений СПО (семинары, круглые столы и др.), обмен опытом с представителями поисковых отрядов других ОУ, развитие поисковой деятельности, создание виртуальных экспозиций и фотовыставок.